Аккорды на гитаре для новичков, картинки, расшифровка аккордов, система "CAGED"
Вводная информация
В этой статье я подготовил для Вас аккорды на гитаре для новичков, картинки и расшифровку аккордов.
Начинающему гитаристу совершенно не обязательно знать все существующие аккорды на гитаре, новичку достаточно ограничится лишь несколькими основными аккордами, это упростит процесс обучения, поможет выработать правильную технику, а "мышечная память" будет способствовать в освоении более сложных гитарных аккордов.
Двигайтесь от простого к сложному, не пытайтесь на первых же уроках взяв аккорд "Am" дотянуться мизинцем до 24-го лада))) Всему своё время. Для начала изучите основные аккорды "для новичков", а картинки с расшифровками вам в этом помогут.
Что такое аккорды на гитаре?
Что же такое "аккорд" на гитаре и в музыке в целом? Если совсем просто, то определение будет таким: аккорд - это три одновременно звучащие ноты с определённым интервалом между собой. Сыгранные вместе они образуют музыкальный аккорд - он же аккорд гитарный.
В гитарном аккорде может быть более трёх нот и они могут быть достаточно сложными для новичка, но об этом чуть позже.
Стоит отметить, что сложность аккорда определяется не количеством нот, а их расположением на грифе гитары.
Сыгранные 6 открытых струн(то есть, если левую руку вообще не использовать) тоже будут составлять гитарный аккорд, не смотря на то, что нот аж целых шесть, сыграть такой гитарный аккорд не составит никакого труда ни только начинающему гитаристу, но и человеку абсолютно далёкому от музицирования.
Два типа аккордов
Если рассматривать два вида аккордов с точки зрения обывателя, то можно с лёгкостью определить какой аккорд вы слышите в данный момент и отнести его к той или иной категории аккордов. Этих категорий всего две. Это мажорные и минорные аккорды.
Мажорные аккорды
На слух мажорные аккорды звучат весело, бодро, хочется петь, танцевать и не ходить на работу))
Минорные аккорды
Минорные аккорды напротив, звучать грустно, печально, хочется плакать и уйти с работы, но уйти нельзя(( Но это конечно же очень упрощённое определение. Для построения мажорных и минорных аккордов существует определённая система, сейчас я вытру рукавом скупые слёзы и расскажу вам о ней более подробно.
Построение мажорных и минорных аккордов
Для того, чтобы нам было легче понять строение мажорных и минорных аккордов мы с вами обратимся к фортепианной клавиатуре, так как она даёт более наглядную информацию, которую в последствии мы перенесём на гриф гитары.
Сейчас на экране вы видите фрагмент фортепианной клавиатуры состоящей из двух октав.
Принцип построения мажорных аккордов
Начнём мы с принципа построения мажорных аккордов на примере аккорда ДО-мажор. Для того чтобы это сделать нам с вами потребуется дополнительная информация.
А именно, помимо привычного обозначения нот - ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ, они также последовательно нумеруются цифрами ДО-1, РЕ-2 и тд до СИ-7(СИ у нас седьмая ступень).
Все мажорные аккорды состоят из трёх нот или трёх ступеней, это всегда 1-я ступень, 3-я и 5-я. Первая ступень также называется "тоникой", она является базой или фундаментом аккорда, также служит точкой отсчёта.
Определить тонику очень легко, так как она всегда заложена в названии аккорда, Например, если аккорд "ДО-мажор", как в нашем случае, то тоникой будет нота "ДО" - это первая ступень аккорда.
Если бы у нас к примеру был аккорд ФА-мажор, то тоника у нас была бы нота "ФА" и "ФА" была бы первой ступенью и соответственно 3-ю и 5-ю ступень мы бы уже подсчитывали от ноты "ФА".
Для того чтобы можно было правильно и грамотно построить все остальные мажорные аккорды, помимо аккорда "ДО-мажор" нам с вами нужно знать не только ступени на которых они строятся, а также расстояния между этими ступенями, я имею ввиду количество тонов между ними.
Расстояния между нотами
ДО <-> РЕ | 1 тон |
РЕ <-> МИ | 1 тон |
МИ <-> ФА | 0,5 тона |
ФА <-> СОЛЬ | 1 тон |
СОЛЬ <-> ЛЯ | 1 тон |
ЛЯ <-> СИ | 1 тон |
СИ <-> ДО | 0,5 тона |
И так, возвращаемся к нашему аккорду ДО-мажор. Расстояние от ноты "ДО" до ноты "РЕ" - 1 тон, от ноты "РЕ" до ноты "МИ" также 1 тон, соответственно между нотами "ДО" и "МИ" у нас 2 тона.
От ноты "МИ" до ноты "ФА" у нас полутон, от ноты "ФА" до ноты "СОЛЬ" - тон. Итого от ноты "МИ" до ноты "СОЛЬ" у нас получается полтора тона.
Схема построения мажорного аккорда
Таким образом мы видим чёткую схему построения мажорного аккорда:
- между первой и третьей ступенями у нас должно быть 2 тона
- между третьей и пятой ступенями у нас должно быть полтора тона
Этот принцип сохраняется при построении любого мажорного аккорда.
Теперь давайте попробуем усложнить задачу и построить аккорд РЕ-мажор. Раз аккорд РЕ-мажор, то тоникой первой ступени у нас будет нота РЕ, соответственно от неё мы и будем считать: 3-я ступень ФА, 5-я ступень ЛЯ.
Проверим расстояние между ступенями. От РЕ до ФА у нас получается полтора тона, а должно быть два, значит нам нужно 3-ю ступень на пол тона повысить, то есть 3-я ступень у нас будет не ФА, а ФА-диез(ФА#).
Далее проверяем от Фа# до 5-й ступени ЛЯ у нас 1,5 тона - значит всё правильно. В итоге получаем, что аккорд РЕ-мажор состоит из трёх нот: РЕ, ФА-диез и ЛЯ.
Схема мажорного аккорда на гитарном грифе
Теперь давайте перенесёмся на гриф гитары и посмотрим как выглядит схема мажорного аккорда на гитарном грифе шестиструнки.
На картинке выше вы видите схему аккорда ДО-мажор построенного на 5-й струне, для того чтобы было удобнее воспринимать визуально схему построения. Тоника - она же первая ступень находится на 3-м ладу 5-й струны, это нота "ДО".
Каждый лад на гитаре это пол тона
Далее через 4 лада(или 2 тона) находится нота МИ на 7-м ладу и ещё через 3 лада(или полтора тона) на 10-м ладу находится нота "СОЛЬ".
Как известно все звуки входящие в состав аккорда должны воспроизводиться одновременно, поэтому аккорд мы должны строить на разных струнах, для того чтобы у нас была возможность все эти звуки одновременно воспроизвести.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов построения аккорда ДО-мажор:
, на самом деле вариантов этих гораздо больше, поскольку в любом месте где нам встречается нота "ДО" мы можем построить от неё аккорд ДО-мажор. Вы можете сами потренироваться и построить ещё несколько вариантов самостоятельно.
Принцип построения минорных аккордов
Теперь переходим к принципу построения минорных аккордов. На клавиатуре слева мы с вами уже строили аккорд РЕ-мажор. Давайте для сравнения справа посмотрим на схему построения Ре-минорного аккорда.
Как вы видите по картинке, принцип у нас сохраняется. В построении аккорда также участвуют 1-я, 3-я и 5-я ступени, но меняются расстояния между ступенями.
То есть от 1-й до 3-й ступени у нас теперь 1,5(полтора) тона , а от 3-й до 5-й два тона. Если посмотреть внимательно на два эти аккорда, то можно заметить, что одноимённый мажорный аккорд от минорного отличается третьей ступенью.
То есть 3-я ступень в мажорном аккорде на пол тона выше чем в минорном. Таким образом,
- для того чтобы нам из минорного аккорда сделать мажорный нам нужно третью ступень повысить на пол тона.
- а для того чтобы из мажорного аккорда сделать минорный нам третью ступень нужно соответственно понизить на пол тона.
Ниже представлены схемы РЕ-мажорного и РЕ-минорного аккорда на грифе гитары.
Построены они на одной струне для того чтобы было удобно визуально воспринимать схему построения.
В случае с минорным аккордом расстояние от 1-й до 3-й ступени 1,5 тона(что соответствует трём ладам на гитаре), а от 3-й до 5-й ступени 2 тона(что соответствует четырём ладам на гитаре).
Ниже представлены несколько вариантов построения аккорда РЕ-минор, которые вы можете дополнить своими собственными.
Скачать и распечатать пустой гитарный гриф(.png + .zip)
Вы можете скачать и распечатать пустой гитарный гриф и самостоятельно поупражняться в составлении мажорных и минорных аккордов.
скачать и распечатать пустой гитарный гриф(.zip)
Система "CAGED" - что это?
Давайте поговорим о такой популярной системе визуализации грифа и аккордов на нём как система "CAGED". Я постараюсь максимально подробно и просто изложить принципы системы "CAGED", а так же буду использовать много наглядного материала. Так что прошу любить и жаловать - система "CAGED".
Что же такое система "CAGED"? Ответ на этот вопрос заключён в названии самой системы.
C-A-G-E-D - это 5 открытых форм аккордов
Что такое открытые формы аккордов?
Открытые формы - это такие аккорды в которых не используется приём "баррэ".
Сейчас мы остановимся на каждой форме отдельно и вы поймёте о чём идёт речь.
Открытые формы мажорных аккордов
Первая буква у нас "С"(си), английской букве "С" соответствует аккорд ДО-мажор:
Этот аккорд играется без применения приёма "баррэ" и собственно является аккордовой формой "Си" по примеру аккорда ДО-мажор.
Переходим к следующей букве, следующая буква у нас "A"(эй), аккордовая форма "Ля", думаю этот аккорд вам тоже известен. Как видите тут у нас также нету "баррэ".
Следующая буква "G"(джи), думаю аккорд СОЛЬ-мажор тоже многие знают, аккордовая форма "Соль":
Четвёртая форма "E"(и) у нас строится по примеру аккорда МИ-мажор, также многим известная:
И последняя 5-я форма "D"(ди), её мы разберём на примере аккорда РЕ-мажор(D):
Как видите во всех пяти аккордах нет приёма "баррэ", это собственно и есть открытые формы мажорных аккордов.
Разница между аккордом и аккордовой формой
Давайте немного остановимся на разнице между самим аккордом и аккордовой формой.
У нас есть аккорд ДО-мажор и аккордовая форма ДО-мажор, так в чём же разница?
Аккорд ДО-мажор - это единственный и неповторимый аккорд ДО-мажор, который мы играем в открытой форме, вот он:
он такой и никакой другой.
А что же такое аккордовая форма? Аккордовая форма это определённая конструкция, прижатые нами определённые струны на определённых ладах.
В данном случае это 5-я прижата на 3-ем ладу, 4-я на 2-ом и 2-я на 1-ом. С помощью этой аккордовой формы мы можем прижать любой другой мажорный аккорд.
Например если я захочу сыграть аккорд РЕ-мажор в аккордовой форме "ДО", что мне нужно сделать? Мы знаем, что между "ДО" и "РЕ" два лада разницы, следовательно мне нужно аккордовую форму "ДО" переместить на 2 лада вверх по грифу.
Для того чтобы это был полноценный аккорд мне ещё придётся прижать баррэ на втором ладу, поскольку когда мы играли открытую форму у нас звучали открытые струны(3-я и 1-я).
Таким образом мы получим аккорд РЕ-мажор в аккордовой форме "ДО":
И так далее, соответственно, если мы захотим получить аккорд МИ-мажор, мы ещё на два лада сдвигаем эту форму, баррэ у нас точно также идёт следом, прижимается на 4-ом ладу, в результате получаем аккорд МИ-мажор в аккордовой форме "ДО":
Пример разницы между аккордом и аккордовой формой
Давайте рассмотрим ещё один пример разницы между аккордом и аккордовой формой для того чтобы вы лучше разбирались в этом вопросе. Для примера возьмём аккорд МИ-мажор(E) в аккордовой форме "МИ":
А вот не любимый всеми новичками аккорд ФА-мажор(F), который играется с баррэ на первом ладу:
Если откинуть баррэ, то вы увидите сходство, вот наш аккорд "МИ"(E):
передвигаем на один лад вверх и снова получается аккорд ФА-мажор(F):
Если вам так будет легче визуализировать и представлять, то когда мы играем аккордовую форму "МИ", а точнее МИ-мажор, то у нас звучат ещё струны первой актавы(1-ая и 2-ая), плюс шестая открытая струна, вы можете это представлять как баррэ на нулевом ладу, благодаря которому они и звучат:
Когда мы берём аккорд ФА-мажор(F), то у нас та же форма сдвигается на 1 лад. То есть аккорд ФА-мажор(F) у нас играется в аккордовой форме "МИ":
Практическое применение системы CAGED
Сейчас мы перейдём к тому что какой-то один конкретно взятый аккорд прогоним по всем формам и я думаю вы ещё больше начнёте разбираться в этом вопросе.
Сейчас мы приступаем к самому важному и долгожданному этапу в нашем обучении, мы рассмотрим практическое применение системы CAGED(кейджед) и как визуализировать весь гриф с помощью системы CAGED.
Пять мажорных аккордовых форм на примере аккорда ДО-мажор(C)
Рассмотрим мы её на примере аккорда ДО-мажор(C), то есть мы сыграем наш аккорд ДО-мажор во всех пяти аккордовых формах. Но для того чтобы это сделать, мы с вами проведём небольшую подготовительную работу.
Для начала мы на грифе гитары с 1-го до 15-го лада, больше нам пока не надо в обучающих целях, отложим все ноты которые входят в аккорд ДО-мажор, ДО-мажор это трезвучие, в которое входит три ноты: нота ДО, нота МИ и нота СОЛЬ.
Сейчас эти нотки мы отложим на всех струнах на гитаре, а после этого мы будем связывать все эти ноты при помощи системы CAGED.
Аккорд "ДО"(C) и первая аккордовая форма тоже "ДО"(С):
Следующая аккордовая форма это... правильно "ЛЯ"(A):
Следующая аккордовая форма, она самая не простая и прижать её новичку будет достаточно сложно, форма "СОЛЬ"(G):
Четвёртая форма - это форма МИ(Е):
И последняя аккордовая форма - это форма "РЕ"(D):
После аккордовой формы "РЕ"(D) у нас уже идёт повторение, мы возвращаемся к аккордовой форме "ДО"(С). Если убрать баррэ, получается знакомая нам форма:
Пять мажорных аккордовых форм на примере аккорда ФА-мажор(F)
Теперь давайте рассмотрим какой-нибудь другой аккорд, прогоним его по всем аккордовым формам, для того чтобы лучше разобраться в вопросе и для того чтобы вы понимали, что не все аккорды начинаются с аккордовой формы "ДО", система CAGED это такой замкнутый круг у которого нет начала и конца, поэтому начинаться они могут с любой формы.
Предлагаю прогнать аккорд ФА-мажор(F) по всем аккордовым формам. Собственно начнём с начала, с первого лада. Вот он наш единый аккорд ФА-мажор(F) с баррэ:
Как мы уже ранее с вами выясняли это аккордовая форма "МИ".
Смотрим на рисунок и видим, что следующая аккордовая форма у нас "D":
после "D" у нас идёт аккордовая форма "C":
После аккордовой формы "C" идёт "A":
далее идёт аккордовая форма "G"(самая не удобная форма):
а далее формы начинают повторяться и опять идёт аккордовая форма "E":
аккордовая форма "D" и т. д.:
И так, мы с вами научились прижимать один конкретно взятый мажорный аккорд в пяти различных аккордовых формах, что даёт нам возможность гораздо лучше визуализировать гриф гитары, видеть на нём те самые аккордовые формы, видеть ноты, открывать новые горизонты для творчества, если вы таковым занимаетесь.
Также это нам поможет в дальнейшем освоении материала по аккордам. Если у вас остались какие-то вопросы или что-то было не понятно, задавайте их в комментариях, постараюсь вам помочь!
В качестве домашнего задания предлагаю вам самостоятельно научиться играть аккорды СОЛЬ-мажор и СИ-мажор в пяти аккордовых формах. Далее мы поговорим и пяти основных формах минорных аккордов.
Открытые формы минорных аккордов
А теперь давайте поговорим о пяти основных минорных аккордовых формах в рамках системы CAGED. Детально остановимся на каждой форме, научимся её находить, прижимать, а также поговорим о различиях между минорными и мажорными формами и некоторых практических хитростях.
Систему CAGED(кейджед) можно применять не только для мажорных аккордов, также она используется и для минорных аккордов. Для того чтобы нам с вами применить её к минорным аккордам, нам нужно взять 5 основных мажорных форм, которые мы учили с вами в предыдущем уроке и сделать из них минорные формы. Ещё раз напомню:
Мажор от минора отличается тем, что в миноре 3-я ступень на пол тона ниже чем в мажоре
Пол тона на гитаре - это 1 лад
Сейчас мы будем брать каждую мажорную форму в отдельности и делать из неё минорную форму. Начнём мы с формы ДО-мажор(C).
Для того чтобы нам из неё сделать ДО-минорную аккордовую форму, нам нужно с вами ноту "МИ", которая находится на 4-ой струне на 2-ом ладу понизить на пол тона и у нас получится вот такая ДО-минорная аккордовая форма:
Первую и шестую струну мы не играем поскольку это нота "МИ", а нам нужна нота МИ-бемоль(E♭), поэтому играем только по четырём струнам.
Переходим к следующей форме, следующая форма у нас "ЛЯ"(A). В мажоре у нас была вот такая вот конструкция:
Для того чтобы из неё сделать минор, мы на второй струне со второго лада перемещаемся на первый и получается всем нам знакомый аккорд ЛЯ-минор(Am). Вот так будет выглядеть ЛЯ-минорная аккордовая форма:
Следующая аккордовая форма "СОЛЬ"(G):
Для того чтобы сделать из неё минорную форму "Gm", 5-ю струну прижимаем не на втором, а на первом ладу и мизинцем прижимаем такое мини-баррэ, захватываем 1-ю, 2-ю и 3-ю струну, играем по всем струнам:
Эта форма в миноре наверное самая неудобная, позже я покажу вам некоторые хитрости как можно прижимая часть аккордовой формы сделать из неё довольно удобную и правильную форму.
Переходим к следующей форме. Следующая форма у нас "МИ"(E). В мажоре была вот такая форма:
Для того чтобы нам из неё сделать минор, мы просто с третьей струны с первого лада убираем указательный палец, получается самая простая минорная форма "МИ":
Последняя наша аккордовая форма это форма "РЕ". В мажоре она выглядит вот так:
Для того чтобы нам из неё сделать минорную форму Dm, мы первую струну прижимаем не на 2-ом ладу, а на 1-ом. Таким образом получается РЕ-минорная аккордовая форма.
Пять минорных аккордовых форм на примере аккорда ДО-минор(Cm)
Теперь давайте возьмём какой-то конкретный аккорд, как мы делали в предыдущем уроке по мажорным аккордам и прогоним его по всем минорным аккордовым формам. Предлагаю взять аккорд ДО-минор(Cm). Давайте отложим на грифе гитары все ноты, которые входят в аккорд ДО-минор.
Напоминаю, что это нота ДО, нота МИ-бемоль и нота СОЛЬ
Откладываем мы их на всех шести струнах и до 15-го лада, дальше откладывать смысла нет, так как прижимать там аккорды будет достаточно сложно.
После того как мы отложим эти ноты нам с вами будет легче видеть эти аккордовые формы и связывать между собой.
И так, приступим, мы играем аккорд ДО-минор(Cm), первая аккордовая форма у нас также ДО-минор, то есть они совпадают:
Далее у нас идёт аккордовая форма ЛЯ-минор.
Тут есть не большой нюанс, 6-ю струну в этой аккордовой форме можно прижимать, можно играть без неё, это в общем-то дело вкуса. Я например 6-ю приглушаю и играю только по 5-ой струне.
Идём дальше, следующая аккордовая форма у нас СОЛЬ(самая не удобная, как в мажоре, так и в миноре).
Для того чтобы нам её прижать, надо не плохо растопырить)) пальцы. Хочу сказать, что я при игре на гитаре никогда не использую эту форму в чистом виде. Я считаю, что гораздо удобнее использовать её вот в таком варианте:
1-ю и 2-ю струну я не играю вообще, играю только по 6-ой,5-ой,4-ой и 3-ей.
Давайте двигаться дальше. Следующая аккордовая форма это форма МИ.
И последняя аккордовая форма, в которой мы играем аккорд ДО-минор(Cm) это аккордовая форма РЕ(Dm):
Пять минорных аккордовых форм на примере аккорда ЛЯ-минор(Am)
Предлагаю взять ещё какой-нибудь минорный аккорд и прогнать его по всем формам для того чтобы лучше разбираться в этом вопросе. Давайте возьмём аккорд ЛЯ-минор(Am) самый популярный аккорд на гитаре). Я думаю многим будет интересно где и как ещё его можно прижать помимо всем известной открытой позиции.
Начинаем с начала, аккорд ЛЯ-минор(Am), аккордовая форма ЛЯ:
Следующая наша аккордовая форма СОЛЬ, смотрим на схему системы CAGED:
Напоминаю, что система CAGED у нас зациклена, то есть формы идут одна за другой именно в таком порядке.
Форма СОЛЬ самая не удобная. Скорее всего в таком виде вы её никогда не будите использовать. Думаю вариант без 1-ой и 2-ой струны вам очень хорошо подойдёт:
Следующая форма после "СОЛЬ" у нас "МИ":
Тоже довольно популярная форма, часто аккорд ЛЯ-минор играется именно форме "МИ" с баррэ на 5-ом ладу.
После формы "МИ" у нас идёт форма "РЕ", тоже довольно популярная форма:
И собственно после формы "РЕ" у нас идёт форма "ДО":
поскольку начинали мы с "ЛЯ", то закончим на "ДО", чтобы охватить все пять форм. Вот такая вот форма, тоже не самая удобная и поэтому довольно часто используется без басовой ноты, вариант с тризвучием.
И так, мы с вами выучили 5 основных минорных аккордовых форм в рамках системы CAGED, научились на примере одно конкретно взятого аккорда строить эти формы на протяжении всего гитарного грифа, что даёт нам возможность гораздо лучше освоить гитарный гриф и ноты расположенные на грифе,
а также открывает новые горизонты в реализации своих творческих идей. Если у вас остались какие-то вопросы касательно системы CAGED, задавайте их в комментариях, постараюсь вам ответить и помните, что хороший музыкант - это грамотный музыкант!
Основные аккорды для гитары для начинающих
Аккорды на гитаре для новичков с расшифровкой пальцев правой руки
Это общепринятое обозначение пальцев правой руки для взятия аккордов. Пальцы пронумерованы и отмечены на схеме аккорда. Всё предельно просто и не должно вызвать ни каких сложностей в освоении.
Существует техника игры на гитаре, при которой большой палец также участвует в зажимании струн(как правило 6-й струны), в этом случае большому пальцу присваивается цифра 5, но это скорее относится для более продвинутых гитаристов, мы же рассматриваем аккорды на гитаре для новичков, поэтому на картинке в расшифровке не будем использовать большой палец.
Кроме того Вы всегда можете найти необходимый аккорд воспользовавшись удобным инструментом для подбора аккордов "Найди свой аккорд", он располагается справа в верхней части страницы
В статье "Все аккорды на гитару 6 струн" Вы сможете найти абсолютно полную таблицу аккордов для 6-струнной гитары.
Посмотрите обучающее видео "Аккорды для новичков"
10 самых сложных аккордов на гитаре
4 Главные ошибки при игре аккордов на гитаре
Сразу же говорите, что всё просто - но сразу странная проблема. Обозначения в зеркальном отражении?? Струна бас внизу?
Вы имеете в виду что на видео 6-я струна расположена снизу? Должен заметить, что обозначения аккордов абсолютно правильные и не в зеркальном отражении, просто схема аккорда расположена таким образом, что басовая струна оказалась снизу. В этом плане нет каких-то определённых канонов, автор видео использует такую схему расположения, ему так комфортнее. Возможно для новичка именно такая схема будет наиболее удобной, при таком изображении аккорда, человек как бы смотрит на гриф сверху, то есть держит гриф в руке, новичку так проще, нежели смотреть на аккорд как бы со стороны. Так что это всего лишь дело вкуса. Ещё раз повторюсь, аккорды изображены правильно и не в зеркальном отражении. В любом случае спасибо за проявленный интерес к статье. Пишите ещё, обсудим!
Если повернуть гитару (схему) ладами от себя,то всё понятно. Представленная вами схема удобнее,хотя для ранних любителей гитары менее привычная.
Согласен, это дело привычки. Хотя когда я учился играть на гитаре, то сталкивался с разными схемами аккордов. Как говорится "Am" - он и в Африке "Am", как на него не смотри, хоть сверху, хоть с низу, хоть с торца)). Считаю, что начинающему гитаристу будет полезно оперировать различными схемами аккордов и ориентироваться в них свободно, так сказать расширять свой кругозор. Спасибо вам за комментарий, всегда приятно услышать чьё-то мнение и конструктивную критику!
Согласна, что зеркальные схемы самые удобные для новичков, но их мало где встретишь.
Отличная подборка! Огромное спасибо! Мы с сынишкой только в начале освоения этого чудесного инструмента, так что такие советы нам очень нужны! Спасибо!
Прекрасный материал, всё подробно, доходчиво!